Сфера коммерческого образования одна из самых быстрорастущих в РФ, считает экономист и общественный деятель Марат Айдагулов. В своей аналитической статье «Высшее образование VS EdTech» он описал перспективные направления с точки зрения инвестиций.
Марат Айдагулов
Марат Айдагулов
оценил рынок EdTech в России.
«Наибольшей востребованностью в России пользуются различные варианты дополнительного обучения для взрослых, в том числе курсы повышения квалификации, освоение новых профессий и обучение иностранным языкам: тут абсолютное лидерство занимает обучение IT-профессиям и маркетингу, недалеко от них ушли профессии в сфере образования, финансы и право», — пишет Марат Айдагулов.
«В 2020 году капитал инвестиций в сферу EdTech составил $227 млрд», — отмечает эксперт.
«Согласно данным исследования, проведённого Mail.ru Group, аудитория образовательных платформ Skillbox и GeekBrains только в 2020 году увеличилась в четыре раза по сравнению с предыдущим годом, а количество курсов превысило 750. На данный момент аудитория Skillbox насчитывает 563 тыс. пользователей, «Нетологии» — 547 тыс. пользователей, в Skyeng занимается более 150 тыс. учеников с более чем 15 тысячами педагогов, аудитория GeekBrains насчитывает более 3 миллионов человек», — пишет Айдагулов.
Он также представил результаты собственного опроса аудитории в Telegram. Так, согласно его данным, больше половины опрошенных (68%) указали, что покупали курсы дополнительного образования: 35% — регулярно проходят различное обучение для собственного развития, 12% — таким образом освоили новую профессию, 21% — разово покупали курсы, чтобы разобраться в конкретной теме.
32% ответили, что не понимают зачем покупать обучение, потому что большое количество материалов есть в интернете и можно бесплатно их осваивать.
Марат Айдагулов считает, что с увеличением объемов спроса на различные образовательные продукты в РФ будет увеличиваться объем «теневого» рынка.
«Увеличение спроса на различные образовательные продукты приведет (и это сейчас уже видно) к тому, что будет появляться так называемый «теневой» сектор. То есть продажа различного контента за условно наличные деньги (как правило перевод с карты на карты между физическими лицами), с которых налоги не платятся», — пишет Айдагулов.
По его мнению, сейчас на государственном уровне необходимо создавать новую базу налогообложения и контроля за подобными форматами.
«Надо отметить, что вполне адекватным инструментом в данном случае выглядит институт самозанятости, однако в данном случае, на мой взгляд, стоит активнее рассматривать возможность увеличения минимальных месячных оборотов в этой отрасли, — отмечает Айдагулов. Дополнительное регулирование этой отрасли деятельности рано или поздно произойдет, но важно, чтобы в этом процессе были учтены мнения и позиции всех заинтересованных сторон. Поэтому, на мой взгляд, сейчас то время, когда нужно открывать широкую общественную дискуссию на тему создания привилегий для бизнеса в этой сфере».
Официальный сайт Марата Айдагулова — https://маратайдагулов.рф