Компания Rolls-Royce не стала участвовать в Парижском автосалоне — вероятно, чтобы не смешаться с толпой китайских премьер. Однако именно в дни проведения выставки британцы рассекретили свою важную новинку. Представлена первая электрическая модель под названием Spectre, то есть «привидение» по-французски. Она открывает собой эпоху Rolls-Royce 3.0, хотя первым этапом считается отнюдь не появление первого автомобиля Rolls-Royce в 1904 году, а начало работы нынешней компании Rolls-Royce Motor Cars в январе 2003-го. Этап 2.0 начался в 2017 году с выходом нового Фантома и продолжается до сих пор. Ну а третий этап берет начало прямо сейчас.
Эксперименты с электромобилями компания Rolls-Royce ведет больше десяти лет, ведь еще в 2011 году был представлен прототип Rolls-Royce 102EX, то есть Phantom с электроприводом, но тогда дальше одного опытного экземпляра дело не пошло. Хотя, казалось бы, электропривод для Роллс-Ройсов — то что доктор прописал. Ведь всю свою историю эта марка стремилась делать машины с минимальным уровнем шумов и вибраций. Отказ от двигателя внутреннего сгорания в пользу электромоторов позволяет сделать в этом направлении огромный скачок. Теперь батарейный Rolls-Royce становится реальностью.
Двухдверный Rolls-Royce Spectre фактически заменит собой модель Wraith, производство которой как раз подходит к концу (прием заказов закрыт еще весной): их роднит форма кузова с покатой крышей (фастбек). Хотя разработчикам больше нравится называть Spectre духовным наследником автомобиля Rolls-Royce Phantom Coupe, который выпускали с 2008 по 2016 год. По размерам электромобиль оказался как раз между этими двумя моделями: длина — 5453 мм, ширина — 2080 мм, высота — 1559 мм. Размер колесной базы — 3210 мм.
К счастью, Spectre оказался не столь радикальным, как электрический концепт-кар Rolls-Royce 103EX шестилетней давности. На дизайнерскую революцию в компании не решились, так что в электромобиле стопроцентно опознается настоящий Rolls-Royce. Но эволюционных изменений все же немало. Оптика теперь «перевернутая» — с бровями ходовых огней и затемненными основными фарами. Традиционная решетка на передке сохранена, причем в нее встроено 22 светодиода для подсветки, но никакого радиатора за ней уже нет. Эта «плита» стала самой широкой за всю историю Роллс-Ройсов, онако это лишь компенсация за уменьшенную высоту.
Инженеры хорошенько поработали над аэродинамикой. Сглаженные углы, выверенные поверхности и даже оптимизированная форма статуэтки на носу позволили добиться очень достойного коэффициента Cd 0,25, хотя изначально инженеры рассчитывали на показатель 0,26. Двери по-прежнему распахиваются против хода, и они тоже поставили рекорд: их длина достигает 1,5 метра! Стандартные колеса имеют посадочный диаметр 23 дюйма.
Четырехместный салон оформлен точно так же, как у современных бензиновых Роллсов. Сохранен и полностью аналоговый блок климат-контроля, и вытяжные манетки заслонок в дефлекторах вентиляции, и подрулевая кочерга переключения режимов трансмиссии. Приборы все же виртуальные, но такие сейчас и у других моделей компании. Звездный декор теперь можно заказать не только для потолка, но также для дверей (по 5876 светодиодов в каждой) и боковых стенок. А в панель перед пассажиром инкрустировано 5500 световых точек.
В основу электромобиля легла та же «Архитектура роскоши» (Architecture of Luxury), на которой базируются современные модели Phantom, Ghost и Cullinan: это пространственная рама с алюминиевыми кузовными панелями. Установленный под полом тяговый аккумулятор массой примерно 700 кг использовали в качестве дополнительной шумоизоляции салона, а его мощный каркас позволил увеличить жесткость кузова сразу на 30%. Также любопытно, что переход от ДВС на электротягу повлек увеличение общей длины использованной в машине электропроводки с 2 км у нынешних Роллсов до 7 км.
В пневматической подвеске под названием Planar suspension есть одно важное нововведение — размыкаемые стабилизаторы поперечной устойчивости. Если у внедорожников такая система позволяет увеличить вертикальный ход колес, то в случае с Роллс-Ройсом цель другая. Стабилизаторы размыкаются во время движения по прямой, чтобы сделать подвеску действительно независимой: колебания одного колеса не передаются другому. Система управления подвеской завязана на навигатор, и перед поворотами электроника превентивно замыкает стабилизаторы.
Spectre имеет четыре электромотора совокупной отдачей 585 л.с. и 900 Нм, но ни о каких ухищрениях вроде управления вектором тяги или спорт-режима здесь нет: Rolls-Royce не про это. Емкость тяговой батареи — 120 кВт∙ч, примерная дальность хода — 520 км по циклу WLTP. С места до «сотни» электромобиль снаряженной массой 2975 кг может разогнаться за 4,5 с. Впрочем, все эти параметры еще могут измениться, потому что программа испытаний пока выполнена только на 55% и впереди еще много этапов тонкой доводки. Поставки «привидений» клиентам начнутся только в четвертом квартале 2023 года. По цене Spectre расположится между моделями Cullinan и Phantom: ориентировочно от 275 тысяч фунтов стерлингов.
В дальнейшем все новые автомобили Rolls-Royce будут только электрическими. Нынешние бензиновые модели Phantom, Cullinan и Ghost еще относительно свежи, так что их выпуск будет продолжаться, ожидаются плановые обновления и новые модификации. И только по мере завершения жизненных циклов на смену этим моделям придут электромобили. Полностью перейти на электротягу в компании Rolls-Royce рассчитывают к концу 2030 года.